Стиль. Смысл. АртПерсона

Эдуард Учаров "Памятник Михаилу Топчию"

Предлагаем вниманию читателей статью друга нашего портала Эдуарда Учарова "Памятник Михаилу Топчию".

 

***

Прекрасному казанскому поэту Леониду Топчию 23 февраля этого года испол-

нилось бы 100 лет. Насколько велик был соблазн озаглавить статью о нём – «Ку-

тузов казанской поэзии», настолько сильно захватила меня вдруг военная лирика

поэта. И ведь неспроста.

Леонид Иванович Топчий родился на Украине. Ещё до войны он был членом

Союза писателей и автором книг стихов. Когда началась оккупация фашистски-

ми войсками Харькова, он остался, чтобы ухаживать за больным отцом. Конечно, 

приходилось работать и при новой власти – чтобы выжить. 

Когда же наши войска освободили Украину, 10 лет лагерей Леониду Топчию

были обеспечены. В те суровые годы Топчий и потерял глаз. 

После всех жизненных перипетий поэт оказался, наконец, в Казани, где близко со-

шёлся с писателями-фронтовиками Геннадием Паушкиным и Тихоном Журавлёвым.

В Казани у Леонида Топчия вышли три малюсеньких, блокнотного типа, сбор-

ника стихов. Они лежат у меня сейчас на столе, и я по очереди из каждой по-

трёпанной книжицы достану вам по одному стихотворению, образцу высочайшего

уровня русской военной лирики. Первый казанский сборник Леонида Топчия «Сти-

хи», 1959 г. Стихотворение «Берёзка»:

О берёзке много песен спето,

Не пройду и сам я стороной.

Солнечным дыханием согрета,

Вот она стоит передо мной.

Ничего с берёзкой не случилось,

Лишь побольше выросла она

И склонила ветви над могилой,

Что когда-то вырыла война.

Разве только в дождь свинцовый, хлёсткий

(Это было в жаркие бои),

Обнимая белую берёзку,

Падали товарищи мои,

Белый ствол ей кровью обливали,

Поднимались снова, снова шли, –

И погибли, только не отдали

Никому родной своей земли,

Ни земли, ни счастья, ни свободы…

А она, как самым дорогим, –

Не скажу, от горя ль, непогоды, –

Низко в ноги кланялася им.

И по непреклонному веленью,

С ласково-задумчивым лицом

Сам я опускаюсь на колени

Перед этим русским деревцом.

 

А вот вам стихотворение Николая Рубцова той же тематики, размера (пяти-

стопный хорей) и интонации. «Берёзы»: 

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождём шумел, как улей,

Вот такой же жёлтый листопад...

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз...

Лирическая сила в представленных стихах обоих поэтов, я думаю, не нужда-

ется в доказательствах. Ясные, чистые строки с простыми образами, банальной

рифмой на избитую графоманскую тему про берёзки от одной искорки Божьей

вспыхивают и переливаются всеми гранями незаурядного таланта. 

Только один автор – великий русский поэт, а другой – мало кому знакомый

одноглазый выпивоха, забавный сочинитель стихотворных заявлений, беспоря-

дочно проживший свою жизнь и так же нелепо умерший… 

Второй сборник стихов поэта «Живу не для себя», вышедший через одиннад-

цать лет после первого, в 1970 году. Стихотворение «Памятник»:

Двадцать лет

Стоял на пьедестале,

А потом пошёл вдруг старшина

Поглядеть, какие люди стали,

Как живут родные

И жена.

Подошёл к покинутому дому,

Постучал в заветное окно,

А жена готовит стол другому,

Растерялась,

Не был ведь давно,

Умер ведь и вдруг стоит покойный.

Быть беде.

Однако проняло.

– Ничего, – сказал, –

Живи спокойно,

Бабам одиноким тяжело.

Я же мёртвый, каменный,

Я память,

А его живого уважай.

Вижу, что живёшь со стариками,

Стариков моих не обижай.

Вот и всё,

Наведался и будет.

А своим соседям молвил так:

– Вижу, что живёте вы, как люди,

Вижу, злых не держите собак,

От других не прячетесь,

Свои же.

Все свои же вы. –

И строгим стал. –

Я хотя и каменный, но вижу,

Вижу всех, кто совесть потерял.

Вижу, угостить меня хотите,

Что же, я не против, буду рад.

Поднести хотите?

Подносите,

Тут уж я не камень,

А солдат.

Вижу я, что добрые вы души,

Значит, я не даром воевал. –

И пошёл.

В селе гармонь послушал

И спокойно стал

На пьедестал.

Что поразительно, по поэтическому мироощущению, сказовости, сюжетности, 

интонационности это стихотворение – предтеча многих и многих стихотворений

нашего «сумеречного ангела русской поэзии» гениального Юрия Кузнецова.

Как известно, Юрий Кузнецов стал широко известен после выхода его первой

московской книги «Во мне и рядом – даль», 1974 г.

А вышеприведённое стихотворение Топчия было опубликовано четырьмя го-

дами ранее, в сборнике 1970 года, но вот датировка стихов в этой книге, к сожа

лению, не указана, поэтому насколько реально раньше был написан «Памятник», 

мне неизвестно…

Но уж, в любом случае, можно уверенно говорить о параллельной разработке

этого уникального мифопоэтического пласта в русской литературе Кузнецовым и

Топчим.

Только Топчий, видимо, был щедрым человеком – копнул и пошёл даль-

ше. А Кузнецов, углубляясь в славянский миф, разрабатывая свои поэтические

временно-пространственные континуумы и иррациональные образы, распахал

этот пласт во всю ширь и глубину и стал тем, кем он стал, – одним из гениальней-

ших русских поэтов конца двадцатого века. 

Третий сборник стихов Леонида Топчия вышел ещё через долгих тринадцать

лет, в 1983 году, уже посмертно и назывался «Моя золотая осень». Стихотворение

«Не забудьте…»:

С берегами

До пены споря,

С небесами

Сливаясь в одно,

Расстилается Чёрное море,

До чего ж голубое оно!

С опалёнными солнцем листами

Прямо к морю сползают кусты.

Возле берега сложены камни,

А на камнях –

Живые цветы.

Дальше – горы.

Над ними клубится

Синеватая дымка с утра,

И плывут, словно белые птицы,

Разрезая волну катера.

Далеко от заботы и буден,

В этом южном

Лазурном краю,

Отдыхают счастливые люди,

Веселятся и песни поют,

Бронзовеют под солнечным светом,

Дышат запахом

Трав и цветов,

Ароматом июльского лета,

Многозвёздных его вечеров.

Веселитесь

И будьте счастливы

Среди этой земной красоты.

Но, уйдя,

На солдатской могиле

Не забудьте оставить

Цветы.

Богатая метафорика, роскошная система образов и в то же время необычайно

простая напевность строк. Удивительно выстроена сюжетная композиция стихот-

ворения. Казалось бы, всё свидетельствует о полноценной пейзажной зарисовке, 

но последняя строфа неожиданно обрушивается на нас памятью о войне

 и те-

перь уже весь текст читается именно как пронзительная военная лирика.

Я не случайно упомянул о напевности. Несколько раз перечитывая это стихот-

памятник леониду топчему154

ворение, я вдруг поймал себя на том, что начинаю напевать бессмертные слова

бессмертной песни, которую гениально пел Леонид Утёсов – «У Чёрного моря».

Конечно, у текста этой песни совершенно другой размер и ритмика.

Но тематика! Но та же композиция сюжета со схожим финалом в предпослед-

ней строфе!

Посмотрите: 

Есть город, который я вижу во сне.

О, если б вы знали, как дорог

У Чёрного моря открывшийся мне

В цветущих акациях город,

В цветущих акациях город

У Чёрного моря!

Есть море, в котором я плыл и тонул,

И на берег вытащен, к счастью.

Есть воздух, который я в детстве вдохнул

И вдоволь не мог надышаться,

И вдоволь не мог надышаться

У Чёрного моря!

Родная земля, где мой друг дорогой

Лежал, обжигаемый боем.

Недаром венок ему свит золотой

И назван мой город героем.

И назван мой город героем

У Чёрного моря.

А жизнь остаётся прекрасной всегда,

Хоть старишься ты или молод.

На каждой весною так тянет меня

В Одессу – в мой солнечный город.

В Одессу – в мой солнечный город

У Чёрного моря!

А знаете, как называется первый сборник поэта, датированный 1940 годом? «У

синего моря»!

Жаль, что не случилось Леониду Топчию найти своего Модеста Табачникова

(композитора песни «У Чёрного моря) и Леонида Утёсова.

А ведь прекрасная песня могла бы получиться! С изумительным рефреном из

первой строфы и потрясающим финалом.

Не произошло.

Не вышло.

Как и многое, что не сложилось у этого замечательного поэта.

Три крохотных книжечки стихов. Три показанных мною стихотворения. Три их

истории с так и не состоявшимися финалами.

А вот финал состоявшийся. 

1974 год. Наезд машины медвытрезвителя на трезвого пешехода. И последую-

щая смерть в больнице. 

 

У вас недостаточно прав для добавления отзывов.

Вверх