"...о людях, каждом человеке, его внутреннем самоосознании". Вот!!!! И в Европе, и в Америке, и в странах другой религиозной ориентации много веков ковался этот стержень нравственных ценностей. Только тот, кто готов отвечать за себя всегда и во всем и уважительно относиться к ответственности других, не нуждается в формальной узде государства. И, собственно, не зависит от него, поскольку всегда сумеет держать дистанцию. Таковых у нас - единицы. Но ведь форма государственной власти - всегда! следствие "народных чаяний". Я подумала тут недавно, что у нас в стране любой опыт - это опыт колоссального преодоления бессмыслицы обстоятельств, созданных безответственными и трусливыми людьми любого звания. Трудно такой опыт назвать положительным, скорее, он разрушительный.
Я не зря назвала свою книгу - Остров Мусорного Христа, именно впечатление мусорных куч, среди которых нередко попадается "Христос с лицом Емельки Пугачева" (цитата из стиха Аркадия Кутилова) страна оставляет.
Между прочим. Была в Манеже на Биеннале, там композиция: пустынный участок, заваленный фольгой, имитирующей снег под солнцем, в центре - деревянная халупа, с крышей под углом к земле, анфас походящая на сельский сортир, на халупе красная буква "М". Репортаж канала "Культура", с гордостью: "...представлена экспозиция, посвященная России". Такими нас видят филиппинские художники.
Социализм - "перевернутая церковь" (Мандельштам), старообрядческий канон, трансформированный в социальные практики (одна из теорий). Сейчас пытаются воссоздать почти мифическое православие, которое никогда не имело собственной власти, только в качестве государственной формальной идеологии. Но государственная идеология всегда опирается на осмысленную теологию, аналитический массив, поэтапно адаптируемый к пониманию большинства. Этому нам еще "учиться, учиться и учиться"

.