Счастливый 21-й абордаж!
Как черти мы рвались вперёд.
Я бросил тело на фальшборт.
Был обречён нагруженный "торгаш" -
С его охраной выстоять слабо.
Сын губернатора хотел меня пугнуть:
Шпажонку выставил, но не решался ткнуть.
На пальце я увидел бриллиант.
Оставь надежду, недозрелый дуэлянт!
Я левою отвёл ненужную вещицу
И топором перерубил ключицу,
И сразу горло полоснул ножом.
Не прыгай, мальчик, на рожон.
А он, пока я палец отрезал,
Никак не закрывал глаза...
...На баке пили ром.
Он захотел представить Вельзевула.
Свалился за борт. Кто-то бросил шкот.
(Был штиль, и было небо позолочено)
Метнулась снизу светлая акула
И выжрала живот
До позвоночника.
Критик из меня никудышный, так как считаю, что с теорией – проблемы… В общем, «учите мат. часть» могу сказать себе, а Вам – не обессудьте…
Сразу скажу, что Дмитрий Исаакович мне очень импонирует, как Автор, что еще больше затрудняет задачу, однако, постараюсь быть объективным.
Ну-с, помолясь…
«Пиратская романтика»…
Стихотворение можно условно разделить на две части: мгновения боя, абордажа и мгновения после боя, которые, как бы вырваны Автором из общей большей картины… С какой целью? На первый взгляд – непонятно… Но прочитав произведение не менее –дцати раз, я начал понимать, что оно пропитано духом фатализма, является своего рода «ванитас» в поэзии: вот сейчас идет повествование от лирического героя, который готовится к «счастливому абордажу» (он уверен в этом абсолютно), после чего непродолжительный успешный бой с наживой… а потом спокойное пированье, во время которого наш «джентльмен удачи» (а я уверен, что «он», выпавший за борт, - это именно он) нелепо погибает (Но! Несомненно логично! Тут Вам и фатальность и стандартный набор ванитас – ножи, драгоценности, спиртное, море…) Этим обусловлена и смена размера… В первых двух строфах идет повествование от имени лирического героя (он более резок, сосредоточен на картине «перед глазами»), в третьей – от Автора (констатация фактов, картина в целом).
Если верить нумерологии, то первая строка: «Счастливый 21-ый абордаж!», символизирует следующее: «…21 можно рассмотреть как 2+1=3.
3 - число целостности (символизирует начало, середину и окончание). Число творения и воспроизводства как в духовном, так и в чисто материальном плане. Это сильное магическое число. Тройка – символ абсолютной гармонии на любом уровне, и прежде всего на уровне идеи. В тройке Инь и Ян уравновешиваются через Дэн, в тройке Небо соединяется с Землей на уровне человека. Тройка наделяет человека талантами и многогранностью, развитым воображением и блестящими способностями. Ключевой принцип тройки – самовыражение. Тройка наделяет человека легкомыслием, но успех и удача приходят без всяких усилий. Тройка дает гордость и независимость, честолюбие, властность. Но есть и некоторые недостатки – склонность рассеивать силы попусту, пытаясь заниматься множеством дел одновременно, а также неспособность относится к жизни серьезно…» Что, по большому счету, подтверждает сказанное мною выше…
На мой взгляд, не очень оправдано затертое до дыр выражение «…как черти мы рвались…», хотя, учитывая, что рассказ идет от имени пирата, он так и мог сказать, особо имажей не подбирая, но, тем не менее, – минус!
В общем, читается без запинок, но рифмы, по-моему, кое-где не совсем удачны. Так Автор сначала рифмует «вперед» - «фальшборт», выделяя тем самым «рд» - «рт», а потом, когда ухо ждет такого же разрешения на последней строке, неожиданно появляется слово «слабо», которое с «фальшбортом» рифмуется хорошо и интересно, но, в контексте вышесказанного, а именно наличия рифмованного «вперед», эффект получается прямо противоположный. Рифма теряется в первой строфе…
Вторая строфа… Могу выделить и по рифме, и по энергетике и по визуальности: «…а он, пока я палец отрезал, никак не закрывал глаза…»… Непонятно только как лирический герой понял, что перед ним именно «сын губернатора», а не, допустим, шурин адмирала Бенбоу?
Третья: «Вельзевула» - «акула» - это интересно, да, а вот «небо позолочено» - «до позвоночника» - просто здорово. Уж простите за громкие слова.
Впечатление хорошее осталось после прочтения, как после просмотра «Острова сокровищ» с Олегом Борисовым в роли Сильвера…