Нравится тема, "актуальная", как новейший русский термин, означающий - "искусство сейчас".
Смотрю повтор сериала "Мастер и Маргарита". Большинство актеров играют хуже, чем произносят текст, - видимо, текст отнимает все силы, не до игры уже...

А текст - !!!!!!!!!!!!!!!!!
Сейчас совершенно отчетливо понимаю: Булгаков - величайший русский писатель. Когда-то мы с мужем перепечатывали роман на машинке, чтобы иметь свой экземпляр, а копию - отдать тому, кто дал книжку. И еще столько лет потребовалось, чтобы осознать всю глубину этого творения.
Трио - Берлиоз, Бездомный, Воланд. Интеллектуал-богоборец + пролетарский поэт = Сатана. А теперь - вычитание. Если от Сатаны отнять интеллектуала-богоборца, останется пролетарский пшик. А если к последнему прибавить Иешуа, то получится вполне себе мыслящее существо.
Диалог Иешуа с Пилатом. Правда свободы и правда системы. Свобода - смерть для системы. Система - смерть для свободы. Иешуа проповедовал тем, кто - ему - казался столь же свободным, а Пилату - его и системы вассалом.
Поэтому для Пилата Иешуа - злодей, равный прочим злодеям. Для Иешуа Пилат - потенциальный мессия, равный Иешуа. Потому что Иешуа всех меряет на аршин своего призвания. А Пилат всех меряет на аршин своего внутреннего рабства. Пилат безраздельно могущественен внутри системы, играя по ее правилам. Иешуа разрушает этот "храм" самим фактом существования.
Пилат нужен, чтобы обосновать распятие Иисуса. Зло нужно, чтобы выявить заблуждения Добра, его иллюзии. Проповедь добра - самое наказуемое из зол.
У Булгакова Сатана - "посторонний". Все шутки с персонажами проделывает свита, Воланд ни при чем. То есть сотворенное зло неназываемо или называемо смешно, забавно - Коровьев, Бегемот, Азазелло и Гелла. Настоящее зло - это желание делать добро, отнимая тем самым право у каждого на собственный путь проб и ошибок. Я, кстати, долго не понимала смысла этой "педали" - "добрый человек", настойчивой и навязчивой отсылки к иллюзии...