Стиль. Смысл. АртПерсона

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Актуальные критические статьи, обсуждение выдающихся произведений

ТЕМА: Поговорим о нас - поэтах...

Поговорим о нас - поэтах... 30 Янв 2014 13:06 #2754

  • Наталья Троянцева
  • Наталья Троянцева аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 251
  • Баллов: 1405
  • Репутация: -9
ПАНЕГИРИК ВО СЛАВУ НАШЕГО САЙТА НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ЦЕЛОМ И ОТТОГО - ЕЩЕ БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЙ

В советское время все виды искусства оказались введены в идеологические рамки и формализованы под эгидой министерства культуры в соответствующие "союзы". Единой линии были подчинены все институты печати. В результате талантливые поэты выходили к публике в до неузнаваемости кастрированном печатном виде, либо, если кастрировать не получалось, мизерным тиражом - как стихотворения Ксении Некрасовой. Понятно, что ситуация менялась, но поскольку общая тенденция оставалась нерушимой, то какие-то замечательные книжки были недоступны - и потому, что об этих авторах мало кто знал, а узнать - не было возможности. Так что даже если на прилавке и пылился шедевр - что тоже бывало нередко, о его существовании никто из посторонних не догадывался.

Кроме того, даже в издательстве "Академкнига", казалось бы, самом респектабельном в "совке", качество поэтических переводов порой было негодным, поскольку на одного переводчика талантливого приходилось 5-7 чуть ниже среднего. От чего уровень издания был соответствующим.

Самое обидное, что выявляется в полной мере и сейчас, - то, что литературному официозу противостояли литературные же секты и уровень этих сект по большому счету не превосходил стандарты официоза. Лучше всего об этом сказал Довлатов, долгое время пытавшийся примкнуть к кому-нибудь и отовсюду гонимый. Бродский из прекрасного далека эмиграции силой своего одухотворения объединял питерских поэтов, но это была только его иллюзия. Уфлянд, Кушнер, Рейн, Найман существовали каждый сам по себе и все, кроме Уфлянда, стремились примкнуть к официозу - с той или иной степенью успеха. Сам Бродский куда больше общался тут с "балетными", чем с поэтами. То есть я хотела подчеркнуть, что умозрительная позитивная когорта ленинградских поэтов, которая могла бы быть примером конструктивного сообщества, в реальности не существовала.

Поэтов, которые бы в жизни занимались практической деятельностью и ею зарабатывали на жизнь, как в 19 веке Жуковский, Вяземский, Тютчев, Некрасов, в двадцатом - Брюсов, Гумилев, в советские времена было достаточно, но их имен почти никто не знал. Поскольку борьба за место на официальном Олимпе подразумевала совсем другие наклонности. И те, кто бросал станок, чтобы числиться поэтом, бросал его навсегда. В бесчисленных литературных объединениях естественным образом выделялись именно люди с осмысленным практическим опытом, но Молох официоза поглощал их безраздельно и им приходилось довольствоваться новым положением и в нем удерживаться. Дружеские связи возникали, но - на бытовом уровне. Твардовский поддерживал "своих" и настороженно относился к "чужим". Но он был талантлив и с ним можно было бы поладить.

Сейчас бесчисленные секты мечтают о новом уровне официоза и борются за финансы Минкульта и отдельных гос-меценатов типа Чубайса или Потанина. И только энтузиасты интернет-сообщества создают ресурсы, на которых, как и на этом замечательном сайте, идет естественный поэтический процесс и отсутствует враждебность и конкуренция. Потому что у каждого находится свой читатель и один поэт ни в чем не помеха другому, а - напротив, вдохновитель и духовная поддержка. За таким сайтом, как наш - будущее.
Последнее редактирование: 30 Янв 2014 13:14 от Наталья Троянцева.
Администратор запретил публиковать записи.
Спасибо сказали: Антон Деникин, 195tatMER

Поговорим о нас - поэтах... 30 Янв 2014 14:36 #2756

  • Антон Деникин
  • Антон Деникин аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 346
  • Спасибо получено: 353
  • Баллов: 4137
  • Репутация: 20
Сект сейчас, даже больше, чем было. А поскольку качественный состав сект вполне понятен: это лидер, активное ядро и обманутое быдло, то и направленность их тоже не вызывает сомнений - до двигать лидера до кормушки и, по возможности, загадить всё поле, дабы никто другой ступить на него уже не мог.
А учитывая, что делить мир на "своих" и "чужих", а так же мочить одного толпой, всегда в тренде взаимоотношений, у сект всё получается, более-менее.
А потому слушатель, зритель, читатель от Творца, который всегда в стороне, и всегда обособлен, стал ещё дальше.
"Свекла, рож, вот это всё...!(Ц)
Последнее редактирование: 30 Янв 2014 14:37 от Антон Деникин.
Администратор запретил публиковать записи.
Спасибо сказали: Наталья Троянцева

Поговорим о нас - поэтах... 30 Янв 2014 19:31 #2758

  • Наталья Троянцева
  • Наталья Троянцева аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 251
  • Баллов: 1405
  • Репутация: -9
Как пелось в пионерской песенке - кто хочет, тот добьется, кто ищет - тот найдет. :) Не надо самих себя вечно сбрасывать со счетов, Антон. "А где-то есть другая жизнь и свет..." - вечный наш рефрен. Да нет его где-то, вот он - свет жизни, тут, на нашем сайте! :)
Администратор запретил публиковать записи.

Поговорим о нас - поэтах... 30 Янв 2014 21:20 #2761

  • Антон Деникин
  • Антон Деникин аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 346
  • Спасибо получено: 353
  • Баллов: 4137
  • Репутация: 20
Это я в юности жаждал публикаций и известности, и чтоб при этом нигде, и ни в чём не состоять.
У Астафьева в "зрячем посохе" есть глава о нигде не состоявших, канувших в бездну, кому их сейчас жалко. Лишь тем, кто их знает. А кто знает? Никто.
Администратор запретил публиковать записи.

Поговорим о нас - поэтах... 31 Янв 2014 11:26 #2762

  • Наталья Троянцева
  • Наталья Троянцева аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 251
  • Баллов: 1405
  • Репутация: -9
Антон, я сейчас все время размышляю над этим - что такое известность в нашем привычном понимании. Ты уже много писал об этом - и о том, что стесняешься назвать имя прославленного когда-то родственника, и об ответах, которые получал в литературных журналах. Я помню, как в самом начале стихотворчества пришла в "Новый мир" к Кублановскому. И помню честное впечатление - самолюбивая никчемность, случайно выскочившая в одном из трендов; стихи - подражательные, слабые. И подспудный вопрос самой себе - а зачем?!... Вела я себя независимо, комплимути не говорила, напугала их там до смерти... и ушла ни с чем, преисполненная привычного сострадания к убогеньким. Начни я уверенно петь дифирамбы и униженно обольщать ничтожества, постепенно влилась бы в когорту и т.п. - но ведь это НЕВОЗМОЖНО, это значило бы - себя потерять. Значит - идти в одиночку. Это очень трудно, но сейчас хотя бы возможно.

Американцы с детства приучены - сначала сказать: я есть! - а потом уже разбираться со своими страхами. А мы - с пеленок - что люди скажут, и - до смерти, тщательно продумывая "смертную справу". И главный страх - переступить через ментальное самоуничижение. Все время на разные лады повторяю это... :P

Но! Поняла окончательно - хочу наслаждаться жизнью и находить единомышленников. Хочу наслаждаться творчеством и не думать о потенциальных читателях. Хочу, выходя в публичное пространство с творческим проектом, не наталкиваться на чужую глупость и беспомощность в их агрессивном проявлении. Ни в коем случае не хочу заболевать от огорчений или съезжать с ума от безысходности. Человек - сам по себе - источник либо - притяжения, либо - отталкивания. Хочу притягивать ум и доброту в их творческом воплощении.
Администратор запретил публиковать записи.

Поговорим о нас - поэтах... 31 Янв 2014 11:40 #2763

  • Антон Деникин
  • Антон Деникин аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 346
  • Спасибо получено: 353
  • Баллов: 4137
  • Репутация: 20
Ты уже много писал об этом - и о том, что стесняешься назвать имя прославленного когда-то родственника,
Да, ну, ладно. Чего там стесняться, просто дядька хоть и был поэтом на меня никакого влияния не оказал, и поэт он, с моей точки зрения, скверный.
З.С. Кац. Который с Маяковским вместе работал в "окнах", и на поэт-агитки ездил. Он на сцену на шее Маяковского выезжал и этим был мне интересен, а он тут и ничего не сказал.

Да, живёт русский человек с оглядкой, с опаской быть не верно понятым, считается, что это совесть. То есть стыд перед обществом сдерживает от дурных поступков. На самом деле это, скорее, страх. Стах и раболепие. Ну, так, и есть откуда.

П.С. Во - кстати. Посмотрел биографию Каца на Вики, а он с чего-то Менделеевич. Никогда не обращал внимания, может он сам так писал, но папаша евойный Сигезмунд.
Последнее редактирование: 31 Янв 2014 11:44 от Антон Деникин.
Администратор запретил публиковать записи.
Спасибо сказали: Наталья Троянцева

Поговорим о нас - поэтах... 01 Фев 2014 13:02 #2801

  • Наталья Троянцева
  • Наталья Троянцева аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 251
  • Баллов: 1405
  • Репутация: -9
Вот-вот! Сколько на чужую шею ни садись, в истории останется "лошадь" :) Мы-то точно никогда не станем "всадниками" (по Розову), но и лошадьми - не стОит! Ну его на фиг, этот совет нечестивых! :) И не заметишь, как оседлают, и еще потребуют благодарности за это...
Администратор запретил публиковать записи.
Спасибо сказали: Антон Деникин

Поговорим о нас - поэтах... 11 Фев 2014 15:06 #2894

  • Антон Деникин
  • Антон Деникин аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 346
  • Спасибо получено: 353
  • Баллов: 4137
  • Репутация: 20
Ещё скажу немного, (но и не мало) о дутых литературных величинах, а именно про Вильяма, нашего, Шекспира. Но, дабы не быть обвинённым в литературном тупоумии и критиканстве предоставлю, так сказать, трибуну другому светочу мировой литературы, но уже отечественному гению, Льву Николаевичу.

«Несогласие мое с установившимся о Шекспире мнением не есть последствие случайного настроения или легкомысленного отношения к предмету, а есть результат многократных, в продолжение многих лет упорных попыток согласования своего взгляда с установившимися на Шекспира взглядами всех образованных людей христианского мира».
«Помню то удивленье, которое я испытал при первом чтении Шекспира. Я ожидал получить большое эстетическое наслаждение. Но, прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: "Короля Лира", "Ромео и Юлию", "Гамлета", "Макбета", я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение о том, я ли безумен, находя ничтожными и прямо дурными произведения, которые считаются верхом совершенства всем образованным миром, или безумно то значение, которое приписывается этим образованным миром произведениям Шекспира. Недоумение мое усиливалось тем, что я всегда живо чувствовал красоты поэзии во всех ее формах; почему же признанные всем миром за гениальные художественные произведения сочинения Шекспира не только не нравились мне, но были мне отвратительны? Долго я не верил себе и в продолжение пятидесяти лет по нескольку раз принимался, проверяя себя, читать Шекспира во всех возможных видах: и по-русски, и по-английски, и по-немецки в переводе Шлегеля, как мне советовали; читал по нескольку раз и драмы, и комедии, и хроники и безошибочно испытывал все то же: отвращение, скуку и недоумение. Сейчас, перед писанием этой статьи, 75-летним стариком, желая еще раз проверить себя, я вновь прочел всего Шекспира от "Лира", "Гамлета", "Отелло" до хроник Генрихов, "Троила и Крессиды", "Бури" и "Цимбелина" и с еще большей силой испытал то же чувство, но уже не недоумения, а твердого, несомненного убеждения в том, что та непререкаемая слава великого, гениального писателя, которой пользуется Шекспир и которая заставляет писателей нашего времени подражать ему, а читателей и зрителей, извращая свое эстетическое и этическое понимание, отыскивать в нем несуществующее достоинство, есть великое зло, как и всякая неправда».
«Хотя я и знаю, что большинство людей так верят в величие Шекспира, что, прочтя это мое суждение, не допустят даже возможности его справедливости и не обратят на него никакого внимания, я все-таки постараюсь, как умею, показать, почему я полагаю, что Шекспир не может быть признаваем не только великим, гениальным, но даже самым посредственным сочинителем».
«Произведения Шекспира не отвечают требованиям всякого искусства, и, кроме того, направление их самое низменное, безнравственное. Что же значит та великая слава, которою вот уже более ста лет пользуются эти произведения?
Ответ на этот вопрос тем более кажется труден, что если бы сочинения Шекспира имели хоть какие-нибудь достоинства, было бы хоть сколько-нибудь понятно увлечение ими по каким-нибудь причинам, вызвавшим неподобающие им преувеличенные похвалы. Но здесь сходятся две крайности: ниже всякой критики, ничтожные, пошлые и безнравственные произведения, и безумная всеобщая похвала, превозносящая эти сочинения выше всего того, что когда-либо было произведено человечеством.
Как объяснить это?
Много раз в продолжение моей жизни мне приходилось рассуждать о Шекспире с хвалителями его, не только с людьми, мало чуткими к поэзии, но с людьми, живо чувствующими поэтические красоты, как Тургенев, Фет и др., и всякий раз я встречал одно и то же отношение к моему несогласию с восхвалением Шекспира.
Мне не возражали, когда я указывал на недостатки Шекспира, но только соболезновали о моем непонимании и внушали мне необходимость признать необычайное, сверхъестественное величие Шекспира, и мне не объясняли, в чем состоят красоты Шекспира, а только неопределенно и преувеличенно восторгались всем Шекспиром, восхваляя некоторые излюбленные места: расстегиванье пуговицы короля Лира, лганье Фальстафа, несмываемые пятна леди Макбет, обращение Гамлета к тени отца, сорок тысяч братьев, нет в мире виноватых и т. и.
"Откройте, - говорил я таким хвалителям, - где хотите или где придется Шекспира, - и вы увидите, что не найдете никогда подряд десять строчек понятных, естественных, свойственных лицу, которое их говорит, и производящих художественное впечатление" (опыт этот может сделать всякий). И хвалители Шекспира открывали наугад или по своему указанию места из драм Шекспира и, не обращая никакого внимания на мои замечания, почему выбранные десять строчек не отвечали самым первым требованиям эстетики и здравого смысла, восхищались тем самым, что мне казалось нелепым, непонятным, антихудожественным».
«… Объяснение этой удивительной славы есть только одно: слава эта есть одно из тех эпидемических внушений, которым всегда подвергались и подвергаются люди. Такие внушения всегда были и есть и во всех самых различных областях жизни. Яркими примерами таких значительных по своему значению и объему внушений могут служить средневековые крестовые походы, не только взрослых, но и детей, и частые, поразительные своей бессмысленностью, эпидемические внушения, как вера в ведьм, в полезность пытки для узнания истины, отыскивание жизненного эликсира, философского камня или страсть к тюльпанам, ценимым в несколько тысяч гульденов за луковицу, охватившая Голландию. Такие неразумные внушения всегда были и есть во всех областях человеческой жизни: религиозной, философской, политической, экономической, научной, художественной, вообще литературной; и люди ясно видят безумие этих внушений только тогда, когда освобождаются от них. До тех же пор, пока они находятся под влиянием их, внушения эти кажутся им столь несомненными истинами, что они не считают нужным и возможным рассуждение о них. С развитием прессы эпидемии эти сделались особенно поразительны».
«Но ни на одном из лиц Шекспира так поразительно не заметно его, не скажу неумение, но совершенное равнодушие к приданию характерности своим лицам, как на Гамлете, и ни на одной из пьес Шекспира так поразительно не заметно то слепое поклонение Шекспиру, тот нерассуждающий гипноз, вследствие которого не допускается даже мысли о том, чтобы какое-нибудь произведение Шекспира могло быть не гениальным и чтобы какое-нибудь главное лицо его в драме могло бы не быть изображением нового и глубоко понятого характера».
«… Шекспир, вставляя в уста Гамлета то речи, которые ему хочется высказать, и заставляя его совершать поступки, которые нужны автору для подготовления эффектных сцен, уничтожает все то, что составляет характер Гамлета легенды. Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может хотеться, а то, что нужно автору: то ужасается перед тенью отца, то начинает подтрунивать над ней, называя его кротом, то любит Офелию, то дразнит ее и т. п. Нет никакой возможности найти какое-либо объяснение поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему какой бы то ни было характер.
Но так как признается, что гениальный Шекспир не может написать ничего плохого, то ученые люди все силы своего ума направляют на то, чтобы найти необычайные красоты в том, что составляет очевидный, режущий глаза, в особенности резко выразившийся в Гамлете, недостаток, состоящий в том, что у главного лица нет никакого характера. И вот глубокомысленные критики объявляют, что в этой драме в лице Гамлета выражен необыкновенно сильно совершенно новый и глубокий характер, состоящий именно в том, что у лица этого нет характера и что в этом-то отсутствии характера и состоит гениальность создания глубокомысленного характера. И, решив это, ученые критики пишут томы за томами, так что восхваления и разъяснения величия и важности изображения характера человека, не имеющего характера, составляют громадные библиотеки. Правда, некоторые из критиков иногда робко высказывают мысль о том, что есть что-то странное в этом лице, что Гамлет есть неразъяснимая загадка, но никто не решается сказать того, что царь голый, что ясно как день, что Шекспир не сумел, да и не хотел придать никакого характера Гамлету и не понимал даже, что это нужно. И ученые критики продолжают исследовать и восхвалять это загадочное произведение, напоминающее знаменитый камень с надписью, найденный Пиквиком у порога фермера и разделивший мир ученых на два враждебных лагеря».
«Шекспир, пользуясь характерами, которые уже даны в предшествующих драмах или новеллах, хрониках, жизнеописаниях Плутарха, не только не делает их более правдивыми и яркими, как это говорят его хвалители, но, напротив, всегда ослабляет их и часто совершенно уничтожает их, как в "Лире", заставляя свои действующие лица совершать несвойственные им поступки, главное же - говорить несвойственные ни им, ни каким бы то ни было людям речи. Так, в "Отелло", несмотря на то, что это едва ли не то что лучшая, а наименее плохая, загроможденная напыщенным многословием драма Шекспира, характеры Отелло, Яго, Кассио, Эмилии у Шекспира гораздо менее естественны и живы, чем в итальянской новелле».
«Все лица Шекспира говорят не своим, а всегда одним и тем же шекспировским, вычурным, неестественным языком, которым не только не могли говорить изображаемые действующие лица, но никогда нигде не могли говорить никакие живые люди».
«До конца XVIII столетия Шекспир не только не имел в Англии особенной славы, но ценился ниже других современных драматургов: Бен Джонсона, Флетчера, Бомона и др. Слава эта началась в Германии, а оттуда ужо перешла в Англию».


По меткому выражению одного критика:"Случай весьма показательный, демонстрирует механизм балаганчика по раздаче репутаций классиков и титулов гениев, показывает, как функционирует шарманка гуманитарной пропаганды."
Администратор запретил публиковать записи.
Спасибо сказали: Наталья Троянцева

Поговорим о нас - поэтах... 12 Фев 2014 01:22 #2896

  • Наталья Троянцева
  • Наталья Троянцева аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 251
  • Баллов: 1405
  • Репутация: -9
Писала-писала, и все провалилось куда-то. Наверно, призрак Толстого напал на ресурс.

Толстой не прав. Его физиологическая логика не в состоянии справиться с шекспировской метафизикой. Схематичная этика православия не в состоянии воспринять этику возрожденческой мысли, всю ее многогранность и глубину. Сложность "Гамлета" Толстому не по зубам: конфликт между этикой философского размышления и мистикой власти, заключающийся взаимным поражением двух буквальных правд, чужда мировосприятию русского гения девятнадцатого века.
Администратор запретил публиковать записи.

Поговорим о нас - поэтах... 12 Фев 2014 08:14 #2897

  • Антон Деникин
  • Антон Деникин аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 346
  • Спасибо получено: 353
  • Баллов: 4137
  • Репутация: 20
Справиться с шекспировской нудятиной(кто бы он не был), не в состоянии не только Толстой.
Администратор запретил публиковать записи.
Время создания страницы: 0.745 секунд
Работает на Kunena форум
Вверх