Не моя тема (я уже более двадцати лет живу в другой культурной среде), но прочитал с интересом.
Мне ближе позиция Антона - люди не слесарный инструмент. В таких вещах, простите, Наташа, нельзя быть категоричной. Лично для меня Макаревич - это, прежде всего тексты. Я хорошо помню, каким откровением стал киевский концерт Машины для меня и моих друзей в середине 70-х - революционные тексты, заставляющие думать, сопереживать, рождали желание изменить что-то и в себе, и в окружающем мире. Скажем, и Кобзона я уважаю, как человека, хотя он сегодня и вызывает улыбки, но улыбки добрые. Он такой... хороший ли, плохой ли - не знаю, но я верю в его искренность. А уважение моё он заслужил тем, что всю жизнь был Иосифом Давыдовичем, как и Розенбаум, кстати, в отличии от многих, которые и фамилии меняли, и кресты на шеи вешали, когда это было выгодно. Тут у Антона промелькнула фраза о том, что он и на стадионах бывал, и на площадях. Человек стадное животное, Наташа. Человек, живущий и питающийся от культуры - человек, зарабатывающий на том, что нравится стаду. Вот и играют по жизни то тех, то этих - кушать-то хочется. И вполне возможно, что они искренне каждый раз меняют вектор своего творчества в угоду властям, деньгам, плебсу. Когда-то мой тренер сказал: - Ребята, я сколько угодно могу говорить вам о том, что не следует обращать внимания на трибуны, но когда сто тысяч будут кричать тебе, что ты идиот, в конце концов ты в это поверишь, если услышишь их. А вы научитесь не слышать. Делайте то и так, как считаете нужным, но это ой как сложно.
Это почти Ваша фраза о клише, Наташа. Но кто знает, попытка осмыслить своё чувство - не следствие клишированного желания идти не в ногу со всеми. Тоже вид клише.
Хорошо, что мы все разные. Иначе десятками тысяч Прилепиных или Макаревичей мир бы окрасился в какой-то один невнятный цвет. Где-то так.