Какой там по счёту День у нас?
А! Какой бы ни был, пусть, к примеру, Пятый, давайте взъерепеним Его, продолжив нашу матёрейшую полемику, давайте ознаменуемся отпрянием от постновогоднего сна и распластаемся мыслью по всей длине наших гипотетически гибчайших извилин. давайте всплеснём и вспеним, взбурлим давайте и взбаламутим посеревшую немного повсетутную повседневищу. давайте давайте и давайте!
вот что мы обсуждали:
1."внутренняя правда" или почему Бродский - "сам себе век"?
2. Чем "автор" отличается от поэта, а "текст" от стиха?
3. "Скромность" и личная авторская позиция - а вы стремитесь к признанию?
полемика была острейшая, почти каждый пост - пальчики оближешь, и страсти кипели аж до снимания тог и прочих сентенций. точки зрения преломлялись, Пименов - славился, сплетни - проклинались, познание временами вспухало, временами - буглилось.
а что такое сплетни? где грань, когда биографические подробности, необходимые нам, чтобы глубже понять героя и природу его героики, или поэта и его поэтику, или Чуковского и пострадавшую из-за него детскую стихературу, становятся заспинными и часто посмертно заспинными пересудами? что считать этически допустимым, а что - эстетически инфернальным?
труднейший, мне кажется, вопрос. и для постановки в повестку, может быть, что не годный.
а вот так тогда: мне кажется, что узнавание биографии поэта или другого какого-то почему-то значимого гражданина совершенно ничего не даёт тем, кто стремится понять и вычислить природу этой его (гражданина) значимости. Хармс или Бродский не потому так писали и думали, что Хармсу приходилось голодать и выпендрёжничать, а Бродскому - жить недоучкой и честным человеком. а почему-то по другому. а зачем тогда вообще нужна биография, или, говоря по-русски, жизнеописание? а затем, наверное, чтобы посплетничать, или затем, что нам всё равно нужен контекст. нужно найти в боге человеческое, чтобы приблизить, и, уже теперь по-товарищески обслюнявив, облобызать и простить. нет?
поэтому вот такой вопрос ставлю под номером один для Пятого Дня:
1. Для чего нужна биография: чтобы понять или чтобы простить?
и второй вопрос с подвопросами:
Золотой Век - Серебряный Век -- какой сейчас век?
он звучал уже, но немного по-другому: Золотой - Серебряный -- Никакой?
потом я его снял и поставил другие:
2. Чем "автор" отличается от поэта, а "текст" от стиха?
3. "Скромность" и личная авторская позиция - а вы стремитесь к признанию?
Бакен сказал:
"Автор ничем не отличается от поэта, кроме как тем, что в твочестве поэта есть ещё и поэзия.
Автор-поэт, по-моему, уже распыление понятия.
Текст отличается от стиха только в смысле как на него взглянуть.
Я вижу так: текст - он сам в себе, замкнутый комплект слов. Стих - в опушении связей"
мне кажется, это квинтэссенция наших размышлений по этим двум вопросам. а "опушение связей" - это торжество дефиниции как искусства.
но! оттолкнуться хочу и от того, что пишет Троянцева:
"Я называю себя поэтом и каждого, кто кажется мне серьезным и искренним в своих творениях, кто мыслит оригинально и независимо - того я тоже называю "поэтом". Но творческая "табель о рангах" несомненно существует и определяется масштабом и глубиной осмысления тех или иных тем. Если автор в своих текстах выходит, оригинально и независимо, без демагогии и клише, на уровень того, что именуется "вечными истинами"
и говорит о них собственным языком - он станет классиком."
и Теплицкая:
"Отдаю себе отчёт, в том, что не всякий человек, рисующий - точка, точка, два крючочка... - художник, как и не каждый рифмующий - поэт. Поэтом считаю творцов, которые ясно выражают свою точку зрения, имеют достаточно высокую цель своего деяния, а именно донести в оригинальной форме, кажущуюся ему верной, суть существования человечества и пути его развития."
и Рушклион:
" Серебряный - революции, первая мировая, хаос, дисгармония, мистицизм, символизм, поиски себя в хаосе, поиски нового в стиле, в форме, в самовыражении... меньше голубой крови в поэзии, меньше поэзии в жизни, да и Золотой уже позади - Серебряный. Конечно, всё гораздо сложнее и не так однозначно, но начало 20 по своему вкладу и влиянию на потомков, литературному вкладу, уступало началу 19-го. Да и уже он гораздо, и менее элитарен в своей относительной элитарности.
Никакой? - не думаю. Дворянские салоны в которых блистали Пушкин с Языковым, мещанские посиделки, с запахом мочи рязанской кобылы Есенина - заменил интернет. Рецензии, рецензии, рецензии - Рецензионный он, ребята - РЕЦЕНЗИОННЫЙ."
не слишком ли мы рефлексируем, называя Золотое золотым, Серебряное серебряным, а наше - Рецензионным? не слишком ли наше стремление определить поэта от автора и текст от стиха мешает нам самоопределиться и наплевательски на золото с серебром творить Настоящее?
вот подвопросы:
а) отдал бы Северянин свою корону Пушкину, если бы Пушкин в тот день в Политехническом музее?
б) как вы думаете, Пименов доволен тем, что его сравнили с Бродским?
итого на повестку Пятого Дня выдвинулось два вопроса:
1) Для чего нужна биография: чтобы понять или чтобы простить?
2)Золотой Век - Серебряный Век -- какой сейчас век?
а) отдал бы Северянин свою корону Пушкину, если бы Пушкин был в тот день в Политехническом музее?
б) как вы думаете, Пименов доволен тем, что его сравнили с Бродским?
О регалиях: при Мне.